Отдел

Нам важно знать ваше мнение

1. Оцените, насколько в целом услуги в сфере социального обслуживания населения доступны?


2. Оцените, насколько в целом информация об организациях, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания доступна?


3. Оцените, насколько в целом работники организаций социального обслуживания доброжелательны, вежливы и внимательны?



Концепция информационной безопасности

УТВЕРЖДЕНА
приказом отдела социальной защиты населения в Кезском районе
от «07» ноября 2011г. №18



КОНЦЕПЦИЯ
информационной безопасности
информационных систем персональных данных
отдела социальной защиты населения в Кезском районе

1. Термины и определения

В настоящей Концепции информационной безопасности информационных систем персональных данных отдела социальной защиты населения в Кезском районе (далее — Концепция, Отдел) используются следующие термины и определения:
Автоматизированная система – система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информа¬ционную технологию выполнения установленных функций.
Аутентификация отправителя данных – подтверждение того, что от¬правитель полученных данных соответствует заявленному.
Безопасность персональных данных – состояние защищенности персо¬нальных данных, характеризуемое способностью пользователей, технических средств и информационных технологий обеспечить конфиденциальность, це¬лостность и доступность персональных данных при их обработке в информа¬ционных системах персональных данных.
Биометрические персональные данные – сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность, включая фотографии, отпечатки пальцев, образ сетчатки глаза, особенности строения тела и другую подобную информацию.
Блокирование персональных данных – временное прекращение сбора, систематизации, накопления, использования, распространения, персональных данных, в том числе их передачи.
Вирус (компьютерный, программный) – исполняемый программный код или интерпретируемый набор инструкций, обладающий свойствами не¬санкционированного распространения и самовоспроизведения. Созданные дубликаты компьютерного вируса не всегда совпадают с оригиналом, но со¬храняют способность к дальнейшему распространению и самовоспроизведе¬нию.
Вредоносная программа – программа, предназначенная для осуществ¬ления несанкционированного доступа и (или) воздействия на персональные данные или ресурсы информационной системы персональных данных.
Вспомогательные технические средства и системы – технические сред¬ства и системы, не предназначенные для передачи, обработки и хранения персональных данных, устанавливаемые совместно с техническими средст¬вами и системами, предназначенными для обработки персональных данных или в помещениях, в которых установлены информационные системы персо¬нальных данных.
Доступ в операционную среду компьютера (информационной системы персональных данных) – получение возможности запуска на выполнение штатных команд, функций, процедур операционной системы (уничтожения, копирования, перемещения и т.п.), исполняемых файлов прикладных про¬грамм.
Доступ к информации – возможность получения информации и ее ис¬пользования.
Закладочное устройство – элемент средства съема информации, скрыт¬но внедряемый (закладываемый или вносимый) в места возможного съема информации (в том числе в ограждение, конструкцию, оборудование, пред¬меты интерьера, транспортные средства, а также в технические средства и системы обработки информации).
Защищаемая информация – информация, являющаяся предметом соб¬ственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информа¬ции.
Идентификация – присвоение субъектам и объектам доступа иденти¬фикатора и (или) сравнение предъявляемого идентификатора с перечнем присвоенных идентификаторов.
Информативный сигнал – электрические сигналы, акустические, элек¬тромагнитные и другие физические поля, по параметрам которых может быть раскрыта конфиденциальная информация (персональные данные) обрабаты¬ваемая в информационной системе персональных данных.
Информационная система персональных данных (ИСПДн) – информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.
Информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хра¬нения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
Использование персональных данных – действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц.
Источник угрозы безопасности информации – субъект доступа, мате¬риальный объект или физическое явление, являющиеся причиной возникно¬вения угрозы безопасности информации.
Контролируемая зона – пространство (территория, здание, часть здания, помещение), в котором исключено неконтролируемое пребывание посторон¬них лиц, а также транспортных, технических и иных материальных средств.
Конфиденциальность персональных данных – обязательное для соблю¬дения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
Межсетевой экран – локальное (однокомпонентное) или функциональ¬но-распределенное программное (программно-аппаратное) средство (ком¬плекс), реализующее контроль за информацией, поступающей в информаци¬онную систему персональных данных и (или) выходящей из информацион¬ной системы.
Нарушитель безопасности персональных данных – физическое лицо, случайно или преднамеренно совершающее действия, следствием которых является нарушение безопасности персональных данных при их обработке техническими средствами в информационных системах персональных данных.
Неавтоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных, содержащихся в информационной системе персональных данных либо извлеченных из такой системы, считается осуществленной без использования средств автоматизации (неавтоматизированной), если такие действия с персональными данными, как использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных в отношении каждого из субъектов персональных данных, осуществляются при непосредственном участии человека.
Недекларированные возможности – функциональные возможности средств вычислительной техники, не описанные или не соответствующие описанным в документации, при использовании которых возможно нарушение конфиденциальности, доступности или целостности обрабатываемой ин¬формации.
Несанкционированный доступ (несанкционированные действия) – дос¬туп к информации или действия с информацией, нарушающие правила раз¬граничения доступа с использованием штатных средств, предоставляемых информационными системами персональных данных.
Носитель информации – физическое лицо или материальный объект, в том числе физическое поле, в котором информация находит свое отражение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов, коли¬чественных характеристик физических величин.
Обезличивание персональных данных – действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных.
Обработка персональных данных – действия (операции) с персональ¬ными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточ¬нение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.
Общедоступные персональные данные – персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.
Оператор (персональных данных) – государственный орган, муниципальный орган, юридиче¬ское или физическое лицо, организующее и (или) осуществляющее обработ¬ку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обра¬ботки персональных данных.
Технические средства информационной системы персональных данных – средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы и сети, средства и системы передачи, приема и обработки ПДн (средства и системы звукозаписи, звукоусиления, звуковоспроизведения, пе-реговорные и телевизионные устройства, средства изготовления, тиражиро¬вания документов и другие технические средства обработки речевой, графи¬ческой, видео- и буквенно-цифровой информации), программные средства (операционные системы, системы управления базами данных и т.п.), средства защиты информации, применяемые в информационных системах.
Перехват (информации) – неправомерное получение информации с ис¬пользованием технического средства, осуществляющего обнаружение, прием и обработку информативных сигналов.
Персональные данные – любая информация, относящаяся к определен¬ному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущест¬венное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Побочные электромагнитные излучения и наводки – электромагнитные излучения технических средств обработки защищаемой информации, возни¬кающие как побочное явление и вызванные электрическими сигналами, дей¬ствующими в их электрических и магнитных цепях, а также электромагнит¬ные наводки этих сигналов на токопроводящие линии, конструкции и цепи питания.
Политика «чистого стола» – комплекс организационных мероприятий, контролирующих отсутствие записывания на бумажные носители ключей и атрибутов доступа (паролей) и хранения их вблизи объектов доступа.
Пользователь информационной системы персональных данных – лицо, участвующее в функционировании информационной системы персональных данных или использующее результаты ее функционирования.
Правила разграничения доступа – совокупность правил, регламенти¬рующих права доступа субъектов доступа к объектам доступа.
Программная закладка – код программы, преднамеренно внесенный в программу с целью осуществить утечку, изменить, блокировать, уничтожить информацию или уничтожить и модифицировать программное обеспечение информационной системы персональных данных и (или) блокировать аппа¬ратные средства.
Программное (программно-математическое) воздействие – несанкцио¬нированное воздействие на ресурсы автоматизированной информационной системы, осуществляемое с использованием вредоносных программ.
Раскрытие персональных данных – умышленное или случайное нарушение конфиденциальности персональных данных.
Распространение персональных данных – действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.
Ресурс информационной системы – именованный элемент системного, прикладного или аппаратного обеспечения функционирования информационной системы.
Специальные категории персональных данных – персональные данные, касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья и интимной жизни субъекта персональных данных.
Средства вычислительной техники – совокупность программных и тех¬нических элементов систем обработки данных, способных функционировать самостоятельно или в составе других систем.
Субъект доступа (субъект) – лицо или процесс, действия которого рег¬ламентируются правилами разграничения доступа.
Технический канал утечки информации – совокупность носителя ин¬формации (средства обработки), физической среды распространения инфор¬мативного сигнала и средств, которыми добывается защищаемая информа¬ция.
Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных оператором через Государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, физическому или юридическому лицу иностранного государства.
Угрозы безопасности персональных данных – совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случай¬ного, доступа к персональным данным, результатом которого может стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение пер¬сональных данных, а также иных несанкционированных действий при их обработке в информационной системе персональных данных.
Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информаци¬онной системе персональных данных или в результате которых уничтожают¬ся материальные носители персональных данных.
Утечка (защищаемой) информации по техническим каналам – некон¬тролируемое распространение информации от носителя защищаемой инфор¬мации через физическую среду до технического средства, осуществляющего перехват информации.
Уязвимость – слабость в средствах защиты, которую можно использо¬вать для нарушения системы или содержащейся в ней информации.
Целостность информации – способность средства вычислительной тех¬ники или автоматизированной системы обеспечивать неизменность инфор¬мации в условиях случайного и/или преднамеренного искажения (разрушения).

2. Условные обозначения и сокращения

АВС – антивирусные средства;
АРМ – автоматизированное рабочее место;
ВТСС – вспомогательные технические средства и системы;
ИСПДн – информационная система персональных данных;
КЗ – контролируемая зона;
ЛВС – локальная вычислительная сеть;
МЭ – межсетевой экран;
НСД – несанкционированный доступ;
ОС – операционная система;
ПДн – персональные данные;
ПМВ – программно-математическое воздействие;
ПО – программное обеспечение;
ПЭМИН – побочные электромагнитные излучения и наводки;
САЗ – система анализа защищенности;
СЗИ – средства защиты информации;
СЗПДн – система (подсистема) защиты персональных данных;
СОВ – система обнаружения вторжений;
ТКУИ – технические каналы утечки информации;
УБПДн – угрозы безопасности персональных данных.

3. Общие положения

Настоящая Концепция определяет основные цели и задачи, а также общую стратегию построения СЗПДн ИСПДн, используемых в отделе социальной защиты населения в Кезском районе (далее - Отдел). Концепция определяет основные требования и базовые подходы к их реализации, для достижения требуемого уровня безопасности информации.
Концепция разработана в соответствии с системным подходом к обеспечению информационной безопасности. Системный подход предполагает проведение комплекса мероприятий, включающих исследование угроз информационной безопасности и разработку системы защиты ПДн, с позиции комплексного применения технических и организационных мер и средств защиты.
Под информационной безопасностью ПДн понимается защищенность ПДн и обрабатывающей их инфраструктуры от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации, её владельцам (субъектам ПДн) или инфраструктуре. Задачи информационной безопасности сводятся к минимизации ущерба от возможной реализации угроз безопасности ПДн, а также к прогнозированию и предотвращению таких воздействий.
Концепция является методологической основой для:
формирования и проведения единой политики в области обеспечения безопасности ПДн в ИСПДн Отдела;
принятия управленческих решений и разработки практических мер для реализации политики безопасности ПДн и выработки комплекса согласованных мер нормативно-правового, технологического и организационно-технического характера, направленных на выявление, отражение и ликвидацию последствий реализации различных видов угроз ПДн;
координации деятельности структурных подразделений Отдела при проведении работ по развитию и эксплуатации ИСПДн с соблюдением требований обеспечения безопасности ПДн;
разработки предложений по совершенствованию правового, нормативного, методического, технического и организационного обеспечения безопасности ПДн в ИСПДн Отдела.
СЗПДн представляет собой совокупность организационных и тех¬нических мероприятий для защиты ПДн от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, рас¬пространения ПДн, а также иных неправомерных действий с ними.
Безопасность ПДн достигается путем исключения несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого может стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение ПДн, а также иных несанкционированных действий.
Структура, состав и основные функции СЗПДн определяются исходя из класса ИСПДн.
СЗПДн включает в себя организационные меры и технические средства защиты информации (в том числе шифровальные (криптографические) средства, средства предотвращения несанкционированного доступа, утечки информации по техническим каналам, программно-технических воздействий на технические средства обработки ПДн), а также используемые в информационной системе информационные технологии.
СЗПДн призвана обеспечить:
конфиденциальность информации (защита от несанкционированного ознакомления);
целостность информации (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
доступность информации (возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу).
Стадии создания СЗПДн включают:
предпроектная стадия, включающая предпроектное обследование ИСПДн, разработку технического задания на разработку системы обеспечения безопасности информационного объекта вычислительной техники Отдела;
стадия проектирования (разработки проектов) и реализации ИСПДн, включающая разработку СЗПДн в составе ИСПДн;
стадия ввода в действие СЗПДн, включающая опытную эксплуатацию и приемо- сдаточные испытания средств защиты информации, а также оценку соответствия ИСПДн требованиям безопасности информации.
Организационные меры как составная часть СЗПДн включают в себя создание и поддержание правовой базы безопасности ПДн и разработку (введение в действие) предусмотренных Политикой информационной безопасности информационных систем персональных данных отдела социальной защиты населения следующих организационно-распорядительных документов:
Плана мероприятий по обеспечению защиты персональных данных в информационных системах персональных данных отдела социальной защиты населения в Кезском районе;
Плана внутренних проверок режима защиты персональных данных в информационных системах персональных данных отдела социальной защиты населения в Кезском районе;
Порядка резервирования и восстановления работоспособности технических средств и программного обеспечения, баз данных и средств защиты информации в информационных системах персональных данных отдела социальной защиты населения в Кезском районе;
Инструкции администратора информационных систем персональных данных отдела социальной защиты населения в Кезском районе в части обеспечения безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн;
Инструкции администратора безопасности при использовании ресурсов объекта вычислительной техники отдела социальной защиты населения в Кезском районе;
Инструкции пользователя информационных систем персональных данных отдела социальной защиты населения в Кезском районе в части обеспечения безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн;
Инструкции пользователя информационных систем персональных данных по обеспечению безопасности обработки персональных данных при возникновении внештатных ситуаций в отделе социальной защиты населения в Кезском районе.
Технические средства защиты информации реализуются при помощи соответствующих программно-технических средств и методов защиты.
Перечень необходимых мер и средств защиты информации определяется по результатам внутренней проверки обеспечения защиты ПДн в ИСПДн Отдела.


4. Задачи системы (подсистемы) защиты Пдн

Основной целью СЗПДн является минимизация ущерба от возможной реализации угроз безопасности ПДн.
Для достижения основной цели СЗПДн ИСПДн должна обеспечивать эффективное решение следующих задач:
защиту от вмешательства в процесс функционирования ИСПДн посторонних лиц (возможность использования ИСПДн и доступ к ее ресурсам должны иметь только зарегистрированные в установленном порядке пользователи);
разграничение доступа зарегистрированных пользователей к аппаратным, программным и информационным ресурсам ИСПДн (возможность доступа только к тем ресурсам и выполнения только тех операций с ними, которые необходимы конкретным пользователям ИСПДн для выполнения своих служебных обязанностей), то есть защиту от несанкционированного доступа:
а) к информации, циркулирующей в ИСПДн;
б) средствам вычислительной техники ИСПДн;
в) аппаратным, программным и криптографическим средствам защиты, используемым в ИСПДн;
регистрацию действий пользователей при использовании защищаемых ресурсов ИСПДн в системных журналах и периодический контроль корректности действий пользователей системы путем анализа содержимого этих журналов;
контроль целостности (обеспечение неизменности) среды исполнения программ и её восстановление в случае нарушения;
защиту от несанкционированной модификации и контроль целостности используемых в ИСПДн программных средств, а также защиту системы от внедрения несанкционированных программ;
защиту ПДн от утечки по техническим каналам при ее обработке, хранении и передаче по каналам связи;
защиту ПДн, хранимых, обрабатываемых и передаваемых по каналам связи, от несанкционированного разглашения или искажения;
обеспечение живучести криптографических средств защиты информации при компрометации части ключевой системы;
своевременное выявление источников угроз безопасности ПДн, причин и условий, способствующих нанесению ущерба субъектам ПДн, создание механизма оперативного реагирования на угрозы безопасности ПДн и негативные тенденции;
создание условий для минимизации и локализации наносимого неправомерными действиями физических и юридических лиц ущерба, ослабление негативного влияния и ликвидация последствий нарушения безопасности Пдн.

5. Объекты защиты

5.1. Перечень ИСПДн

В Отделе производится обработка ПДн в ИСПДн.
Перечень ИСПДн определяется на основании Отчета о результатах проведения внутренней проверки обеспечения защиты персональных данных в информационных системах персональных данных отдела социальной защиты населения в Кезском районе.

5.2. Перечень объектов защиты

Объектами защиты являются информация, обрабатываемая в ИСПДн, и технические средства её обработки и защиты.
Перечень ИСПДн, подлежащих защите, определён в Перечне персональных данных и иных объектов, подлежащих защите в информационных системах персональных данных отдела социальной защиты населения в Кезском районе.
Объекты защиты включают в себя:
1) обрабатываемую информацию;
2) технологическую информацию;
3) программно-технические средства обработки;
4) каналы информационного обмена;
5) помещения, в которых размещены компоненты ИСПДн.



6. Классификация пользователей ИСПДн

Пользователем ИСПДн является лицо, участвующее в функционировании ИСПДн или использующее результаты ее функционирования. Пользователем ИСПДн является любой специалист Отдела, имеющий доступ к ИСПДн и ее ресурсам в соответствии с установленным порядком и его функциональными обязанностями.
Пользователи ИСПДн делятся на три основные категории:
1) администратор ИСПДн (специалист Отдела, который занимается настройкой, внедрением и сопровождением ИСПДн). Администратор ИСПДн обладает следующим уровнем доступа:
обладает полной информацией о системном и прикладном программном обеспечении ИСПДн;
обладает полной информацией о технических средствах и конфигурации ИСПДн;
имеет доступ ко всем техническим средствам обработки информации и данным ИСПДн;
обладает правами конфигурирования и административной настройки технических средств ИСПДн.
2) программист-разработчик ИСПДн (специалисты сторонних организаций, которые занимаются разработкой программного обеспечения). Программист-разработчик ИСПДн обладает следующим уровнем доступа:
обладает информацией об алгоритмах и программах обработки информации на ИСПДн;
обладает возможностями внесения ошибок, недекларированных возможностей, программных закладок, вредоносных программ в ПО ИСПДн на стадии ее разработки, внедрения и сопровождения;
может располагать любыми фрагментами информации о топологии ИСПДн и технических средствах обработки и защиты ПДн, обрабатываемых в ИСПДн.
3) Пользователь ИСПДн (специалисты подразделений Отдела, участвующие в процессе эксплуатации ИСПДн). Пользователь ИСПДн обладает следующим уровнем доступа:
обладает всеми необходимыми атрибутами (например, паролем), обеспечивающими доступ к некоторому подмножеству ПДн;
располагает конфиденциальными данными, к которым имеет доступ.
Категории пользователей определяются для каждой ИСПДн, уточняется разделение специалистов внутри категорий в соответствии с типами пользователей, определенными в Политике информационной безопасности информационных систем персональных данных отдела социальной защиты населения в Кезском районе.
Все выявленные группы пользователей отражаются в Отчете о результатах проведения внутренней проверки обеспечения защиты персональных данных в информационных системах персональных данных отдела социальной защиты населения в Кезском районе. На основании Отчета определяются права доступа к элементам ИСПДн для всех групп пользователей и отражаются в Положении о разграничении прав доступа к обрабатываемым персональным данным в информационных системах персональных данных отдела социальной защиты населения в Кезском районе.


7. Основные принципы построения
системы комплексной защиты информации

Построение системы обеспечения безопасности ПДн ИСПДн Отдела и ее функционирование должны осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
1) законность;
2) системность;
3) комплексность;
4) непрерывность;
5) своевременность;
6) преемственность и непрерывность совершенствования;
7) персональная ответственность;
8) минимизация полномочий;
9) взаимодействие и сотрудничество;
10) гибкость системы защиты;
11) открытость алгоритмов и механизмов защиты;
12) простота применения средств защиты;
13) научная обоснованность и техническая реализуемость;
14) специализация и профессионализм;
15) обязательность контроля.

7.1. Законность
Предполагает осуществление защитных мероприятий и разработку СЗПДн Отдела в соответствии с требованиями законодательства в области защиты ПДн и других нормативных актов по безопасности информации, утвержденных органами государственной власти в пределах их компетенции.
Пользователи и обслуживающий персонал ИСПДн Отдела должны быть осведомлены о порядке работы с защищаемой информацией и об ответственности за защиту ПДн.

7.2. Системность

Системный подход к построению СЗПДн Отдела предполагает учет всех взаимосвязанных, взаимодействующих и изменяющихся во времени элементов, условий и факторов, существенно значимых для понимания и решения проблемы обеспечения безопасности ПДн ИСПДн Отдела.
При создании СЗПДн должны учитываться все слабые и наиболее уязвимые места системы обработки ПДн, а также характер, возможные объекты и направления атак на систему со стороны нарушителей (особенно высококвалифицированных злоумышленников), пути проникновения в распределённые системы и НСД к информации. СЗПДн должна строиться с учетом не только всех известных каналов проникновения и НСД к информации, но и с учетом возможности появления принципиально новых путей реализации угроз безопасности.

7.3. Комплексность

Комплексное использование методов и средств защиты ПДн предполагает согласованное применение разнородных средств при построении целостной СЗПДн, перекрывающей все существенные (значимые) каналы реализации угроз и не содержащей слабых мест на стыках отдельных её компонентов.
Защита ПДн должна строиться эшелонировано. Для каждого канала утечки информации и для каждой угрозы безопасности должно существовать несколько защитных рубежей. Создание защитных рубежей осуществляется с учетом того, чтобы для их преодоления потенциальному злоумышленнику требовались профессиональные навыки в нескольких невзаимосвязанных областях.
Внешняя защита должна обеспечиваться физическими средствами, организационными и правовыми мерами. Одним из наиболее укрепленных рубежей призваны быть средства криптографической защиты, реализованные с использованием технологии VPN. Прикладной уровень защиты, учитывающий особенности предметной области, представляет внутренний рубеж защиты.

7.4. Непрерывность

Защита ПДн – не разовое мероприятие и не простая совокупность проведённых мероприятий и установленных средств защиты, а непрерывный целенаправленный процесс, предполагающий принятие соответствующих мер на всех этапах жизненного цикла ИСПДн.
ИСПДн должны находиться в защищенном состоянии на протяжении всего времени их функционирования. В соответствии с этим принципом должны приниматься меры по недопущению перехода ИСПДн в незащищенное состояние.
Большинству физических и технических средств защиты для эффективного выполнения своих функций необходима постоянная техническая и организационная (административная) поддержка (своевременная смена и обеспечение правильного хранения и применения имен, паролей, ключей шифрования, переопределение полномочий и т.п.). Перерывы в работе средств защиты могут быть использованы злоумышленниками для анализа применяемых методов и средств защиты, для внедрения специальных программных и аппаратных "закладок" и других средств преодоления системы защиты после восстановления ее функционирования.

7.5. Своевременность

Предполагает упреждающий характер мер обеспечения безопасности ПДн, то есть постановку задач по комплексной защите ИСПДн и реализацию мер обеспечения безопасности ПДн на ранних стадиях разработки ИСПДн в целом и её системы защиты информации, в частности.
Разработка системы защиты должна вестись параллельно с разработкой и развитием самой защищаемой системы. Это позволит учесть требования безопасности при проектировании архитектуры и, в конечном счете, создать более эффективные (как по затратам ресурсов, так и по стойкости) защищенные системы.

7.6. Преемственность и совершенствование

Предполагают постоянное совершенствование мер и средств защиты информации на основе преемственности организационных и технических решений, кадрового состава, анализа функционирования ИСПДн и ее системы защиты с учетом изменений в методах и средствах перехвата информации, нормативных требований по защите, достигнутого отечественного и зарубежного опыта в этой области.

7.7. Персональная ответственность

Предполагает возложение ответственности за обеспечение безопасности ПДн и системы их обработки на каждого сотрудника в пределах его полномочий. В соответствии с этим принципом распределение прав и обязанностей сотрудников строится таким образом, чтобы в случае любого нарушения круг виновников был четко известен или сведен к минимуму.
7.8. Принцип минимизации полномочий

Означает предоставление пользователям минимальных прав доступа в соответствии с производственной необходимостью, на основе принципа «все, что не разрешено, запрещено».
Доступ к ПДн должен предоставляться только в том случае и объеме, если это необходимо сотруднику для выполнения его должностных обязанностей.

7.9. Взаимодействие и сотрудничество

Предполагает создание благоприятной атмосферы в коллективах подразделений, обеспечивающих деятельность ИСПДн Отдела, для снижения вероятности возникновения негативных действий связанных с человеческим фактором.
В такой обстановке сотрудники должны осознанно соблюдать установленные правила и оказывать содействие в деятельности подразделений технической защиты информации.

7.10. Гибкость системы защиты ПДн

Принятые меры и установленные средства защиты, особенно в начальный период их эксплуатации, могут обеспечивать как чрезмерный, так и недостаточный уровень защиты. Для обеспечения возможности варьирования уровнем защищенности, средства защиты должны обладать определенной гибкостью. Особенно важным это свойство является в тех случаях, когда установку средств защиты необходимо осуществлять на работающую систему, не нарушая процесса ее нормального функционирования.

7.11. Открытость алгоритмов и механизмов защиты

Суть принципа открытости алгоритмов и механизмов защиты состоит в том, что защита не должна обеспечиваться только за счет секретности структурной организации и алгоритмов функционирования ее подсистем. Знание алгоритмов работы системы защиты не должно давать возможности ее преодоления (даже авторам). Однако, это не означает, что информация о конкретной системе защиты должна быть общедоступна.

7.12. Простота применения средств защиты
Механизмы защиты должны быть интуитивно понятны и просты в использовании. Применение средств защиты не должно быть связано со знанием специальных языков или с выполнением действий, требующих значительных дополнительных трудозатрат при обычной работе зарегистрированных установленным порядком пользователей, а также не должно требовать от пользователя выполнения рутинных малопонятных ему операций (ввод нескольких паролей и имен и т.д.).
Должна достигаться автоматизация максимального числа действий пользователей и администраторов ИСПДн.
7.13. Научная обоснованность и техническая реализуемость

Информационные технологии, технические и программные средства, средства и меры защиты информации должны быть реализованы на современном уровне развития науки и техники, научно обоснованы с точки зрения достижения заданного уровня безопасности информации и должны соответствовать установленным нормам и требованиям по безопасности ПДн.
СЗПДн должна быть ориентирована на решения, возможные риски для которых и меры противодействия этим рискам прошли всестороннюю теоретическую и практическую проверку.

7.14. Специализация и профессионализм

Предполагает привлечение к разработке средств и реализации мер защиты информации специализированных организаций, наиболее подготовленных к конкретному виду деятельности по обеспечению безопасности ПДн, имеющих опыт практической работы и государственную лицензию на право оказания услуг в этой области. Реализация административных мер и эксплуатация средств защиты должна осуществляться профессионально подготовленными специалистами Отдела.

7.15. Обязательность контроля

Предполагает обязательность и своевременность выявления и пресечения попыток нарушения установленных правил обеспечения безопасности ПДн на основе используемых систем и средств защиты информации при совершенствовании критериев и методов оценки эффективности этих систем и средств.
Контроль за деятельностью любого пользователя, каждого средства защиты и в отношении любого объекта защиты должен осуществляться на основе применения средств оперативного контроля и регистрации и должен охватывать как несанкционированные, так и санкционированные действия пользователей.

8. Меры, методы и средства
обеспечения требуемого уровня защищённости

Обеспечение требуемого уровня защищенности должности достигаться с использованием мер, методов и средств безопасности. Все меры обеспечения безопасности ИСПДн подразделяются на:
1) законодательные (правовые);
2) морально-этические;
3) организационные (административные);
4) физические;
5) технические (аппаратные и программные).
Перечень выбранных мер обеспечения безопасности отражается в Плане мероприятий по обеспечению защиты персональных данных в информационных системах персональных данных отдела социальной защиты населения в Кезском районе.


8.1. Законодательные (правовые) меры
обеспечения безопасности ИСПДн

К законодательным (правовым) мерам обеспечения безопасности ИСПДн относятся действующие в Российской Федерации законы, указы и нормативные акты, регламентирующие правила обращения с ПДн, закрепляющие права и обязанности участников информационных отношений в процессе ее обработки и использования, а также устанавливающие ответственность за нарушения этих правил, препятствуя тем самым неправомерному использованию ПДн и являющиеся сдерживающим фактором для потенциальных нарушителей.
Законодательные (правовые) меры защиты носят в основном упреждающий, профилактический характер и требуют постоянной разъяснительной работы с пользователями и обслуживающим персоналом системы.

8.2. Морально-этические меры обеспечения безопасности ИСПДн

К морально-этическим мерам обеспечения безопасности ИСПДн относятся нормы поведения, которые традиционно сложились или складываются по мере распространения ЭВМ в стране или обществе. Эти нормы большей частью не являются обязательными, как законодательно утвержденные нормативные акты, однако, их несоблюдение ведет обычно к падению авторитета, престижа человека, группы лиц или организации. Морально-этические нормы бывают как неписаные (например, общепризнанные нормы честности, патриотизма и т.п.), так и писаные, то есть оформленные в некоторый свод (устав) правил или предписаний.
Морально-этические меры защиты являются профилактическими и требуют постоянной работы по созданию здорового морального климата в коллективах подразделений. Морально-этические меры защиты снижают вероятность возникновения негативных действий связанных с человеческим фактором.

8.3. Организационные (административные)
меры обеспечения безопасности ИСПДн
Организационные (административные) меры обеспечения безопасности ИСПДн - это меры организационного характера, регламентирующие процессы функционирования ИСПДн, использование ресурсов ИСПДн, деятельность обслуживающего персонала, а также порядок взаимодействия пользователей с ИСПДн таким образом, чтобы в наибольшей степени затруднить или исключить возможность реализации угроз безопасности или снизить размер потерь в случае их реализации.
Главная цель административных мер, предпринимаемых в Отделе формирование Политики информационной безопасности информационных систем персональных данных отдела социальной защиты населения в Кезском районе, отражающей подходы к защите информации, и обеспечение ее выполнения, выделения необходимых ресурсов и контроля состояние дел.
Реализация Политики информационной безопасности ПДн в ИСПДн состоит из мер административного уровня и организационных (процедурных) мер защиты информации.
К административному уровню относятся решения руководства Отдела, затрагивающие деятельность ИСПДн в целом. Эти решения закрепляются в Политике информационной безопасности ПДн. Примером таких решений могут быть:
формулирование целей, постановка задач, определение направлений деятельности в области безопасности ПДн;
обеспечение нормативной базы вопросов безопасности и т.п.
Политика верхнего уровня должна четко очертить сферу влияния и ограничения при определении целей безопасности ПДн, определить какими ресурсами (материальные, персонал) они будут достигнуты и найти разумный компромисс между приемлемым уровнем безопасности и функциональностью ИСПДн.
На организационном уровне определяются процедуры и правила достижения целей и решения задач Политики информационной безопасности ПДн. Эти правила определяют:
какова область применения политики безопасности ПДн;
каковы роли и обязанности должностных лиц, отвечающие за проведение политики безопасности ПДн, а так же их ответственность;
кто имеет права доступа к ПДн;
какими мерами и средствами обеспечивается защита ПДн;
какими мерами и средствами обеспечивается контроль за соблюдением введенного режима безопасности.
Организационные меры должны:
предусматривать регламент информационных отношений, исключающих возможность несанкционированных действий в отношении объектов защиты;
определять коалиционные и иерархические принципы и методы разграничения доступа к ПДн;
определять порядок работы с программно-математическими и техническими (аппаратными) средствами защиты и криптозащиты и других защитных механизмов;
организовать меры противодействия НСД пользователями на этапах аутентификации, авторизации, идентификации, обеспечивающих гарантии реализации прав и ответственности субъектов информационных отношений.
Организационные меры должны состоять из:
регламента доступа в помещения ИСПДн;
порядок допуска специалистов к использованию ресурсов ИСПДн Отдела;
регламента процессов ведения баз данных и осуществления модификации информационных ресурсов;
регламента процессов обслуживания и осуществления модификации аппаратных и программных ресурсов ИСПДн;
инструкций пользователей ИСПДн (администратора ИСПДн, администратора безопасности, пользователя (оператора) ИСПДн);
инструкции пользователя ИСПДн по обеспечению безопасности обработки персональных данных при возникновении внештатных ситуаций.

8.4. Физические меры обеспечения безопасности ИСПДн

Физические меры обеспечения безопасности ИСПДн основаны на применении разного рода механических, электро- или электронно-механических устройств и сооружений, специально предназначенных для создания физических препятствий на возможных путях проникновения и доступа потенциальных нарушителей к компонентам системы и защищаемой информации, а также технических средств визуального наблюдения, связи и охранной сигнализации.
Физическая защита зданий, помещений, объектов и средств информатизации должна осуществляться путем установления соответствующих постов охраны, с помощью технических средств охраны или любыми другими способами, предотвращающими или существенно затрудняющими проникновение в здание, помещения посторонних лиц, хищение информационных носителей, самих средств информатизации, исключающими нахождение внутри контролируемой (охраняемой) зоны технических средств разведки.

8.5. Аппаратно-программные средства защиты ПДн

Технические (аппаратно-программные) меры обеспечения безопасности ИСПДн основаны на использовании различных электронных устройств и специальных программ, входящих в состав ИСПДн и выполняющих (самостоятельно или в комплексе с другими средствами) функции защиты (идентификацию и аутентификацию пользователей, разграничение доступа к ресурсам, регистрацию событий, криптографическое закрытие информации и т.д.).
С учетом всех требований и принципов обеспечения безопасности ПДн в ИСПДн по всем направлениям обеспечения безопасности ИСПДн в состав системы защиты должны быть включены следующие средства:
средства защиты от несанкционированного доступа;
средства идентификации (опознавания) и аутентификации (подтверждения подлинности) пользователей ИСПДн;
средства разграничения доступа зарегистрированных пользователей системы к ресурсам ИСПДн Отдела;
средства обеспечения и контроля целостности программных и информационных ресурсов;
средства оперативного контроля и регистрации событий безопасности;
средства защиты от утечки информации по техническим каналам связи и по каналам побочных электромагнитных излучений и наводок;
криптографические средства защиты ПДн;
программно-аппаратные средства защиты информации.
Успешное применение технических мер обеспечения безопасности ИСПДн на основании принципов построения системы комплексной защиты информации (раздел 7 настоящей Концепции) предполагает, что выполнение перечисленных ниже требований обеспечено организационными (административными) мерами и используемыми физическими средствами защиты:
обеспечена физическая целостность всех компонент ИСПДн;
обеспечен учет и хранение съёмных носителей информации и их обращение, исключающее хищение, подмену и уничтожение;
обеспечено резервирование технических средств, дублирование носителей информации;
обеспечена электромагнитная развязка между линиями связи и другими цепями вспомогательных технических средств и систем, выходящими за пределы контролируемой зоны, и информационными цепями;
обеспечено использование антивирусных средств защиты от вредоносного ПО и криптографических средств защиты информации;
обеспечено использование СЗИ, позволяющих вести собственные журналы регистрации событий параллельно со встроенными в ИСПДн;
обеспечено использование межсетевого экранирования как при использовании программных, так и при использовании аппаратных межсетевых экранов;
каждый пользователь ИСПДн или группа пользователей имеет уникальное системное имя и минимально необходимые для выполнения ими своих функциональных обязанностей полномочия по доступу к ресурсам системы;
разработка и отладка программ осуществляется за пределами ИСПДн на выделенных АРМ;
все изменения конфигурации технических и программных средств ИСПДн производятся в строго установленном порядке (регистрируются и контролируются) только на основании распоряжений руководства Отдела;
сетевое оборудование (концентраторы, коммутаторы, маршрутизаторы и т.п.) располагается в местах, недоступных для посторонних (специальных помещениях, шкафах, и т.п.).
специалистами Отдела осуществляется непрерывное управление и административная поддержка функционирования средств защиты.

9. Контроль эффективности СЗПДн Отдела

Контроль эффективности СЗПДн должен осуществляется на периодической основе. Целью контроля эффективности является своевременное выявление ненадлежащих режимов работы СЗПДн (отключение средств защиты, нарушение режимов защиты, несанкционированное изменение режима защиты и т.п.), а так же прогнозирование и превентивное реагирование на новые угрозы безопасности ПДн.
Контроль эффективности СЗПДн может проводиться как администраторами безопасности ИСПДн (оперативный контроль в процессе информационного взаимодействия в ИСПДн), так и привлекаемыми для этой цели компетентными организациями, имеющими лицензию на этот вид деятельности, а также Федеральной службой по техническому и экспортному контролю Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в пределах их компетенции.
Контроль может осуществляться администратором безопасности ИСПДн как с помощью штатных средств системы защиты ПДн, так и с помощью специальных программных средств контроля.
Оценка эффективности СЗПДн проводится с использованием технических и программных средств контроля на предмет соответствия установленным требованиям.

10. Сферы ответственности за безопасность ПДн

Ответственным за разработку мер и контроль над обеспечением безопасности ПДн является начальник отдела социальной защиты населения в Кезском районе (далее – начальник Отдела). Начальник Отдела может делегировать часть полномочий по обеспечению безопасности ПДн путем издания приказа Отдела.
Сфера ответственности начальника Отдела включает в себя следующие направления обеспечения безопасности ПДн:
планирование и реализация мер по обеспечению безопасности ПДн;
анализ угроз безопасности ПДн;
разработка, внедрение, контроль исполнения и поддержание в актуальном состоянии политик, руководств, концепций, процедур, регламентов, инструкций и других организационных документов по обеспечению безопасности ПДн;
контроль защищенности ИСПДн Отдела от УБПДн;
обучение и информирование пользователей ИСПДн о порядке работы с ПДн и средствами защиты;
предотвращение, выявление, реагирование и расследование нарушений безопасности ПДн.
При взаимодействии со сторонними организациями в случаях, когда сотрудникам этих организаций предоставляется доступ к объектам защиты ПДн, с этими организациями заключается соглашение о конфиденциальности, либо соглашение о соблюдении режима безопасности ПДн при выполнении работ в ИСПДн. Подготовка типовых вариантов указанных соглашений осуществляется по согласованию с Управлением информационных ресурсов Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики (далее – Министерство) совместно с юридическим отделом Министерства

11. Модель нарушителя безопасности

Под нарушителем в Отделе понимается лицо, которое в результате умышленных или неумышленных действий может нанести ущерб объектам защиты ПДн.
Нарушители подразделяются по признаку принадлежности к ИСПДн. Все нарушители делятся на две группы:
внешние нарушители – физические лица, не имеющие права пребывания на территории контролируемой зоны, в пределах которой размещается оборудование ИСПДн;
внутренние нарушители – физические лица, имеющие право пребывания на территории контролируемой зоны, в пределах которой размещается оборудование ИСПДн.
Классификация нарушителей представлена в моделях угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных отдела социальной защиты населения в Кезском районе для каждой ИСПДн.



12. Модель угроз безопасности

Для ИСПДн Отдела выделяются следующие основные категории угроз безопасности ПДн:
угрозы от утечки по техническим каналам;
угрозы несанкционированного доступа к информации:
угрозы уничтожения, хищения аппаратных средств ИСПДн, носителей информации путем физического доступа к элементам ИСПДн;
угрозы хищения, несанкционированной модификации или блокирования информации путем НСД с применением программно-аппаратных и программных средств (в том числе программно-математических воздействий).
угрозы не преднамеренных действий пользователей и нарушений безопасности функционирования ИСПДн и СЗПДн в ее составе из-за сбоев в программном обеспечении, а также от угроз неантропогенного (сбоев аппаратуры из-за ненадежности элементов, сбоев электропитания) и стихийного (ударов молний, пожаров, наводнений и т.п.) характера.
угрозы преднамеренных действий внутренних нарушителей.
угрозы несанкционированного доступа по каналам связи.
Описание угроз, вероятность их реализации, опасность и актуальность представлены в Моделях угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных отдела социальной защиты населения в Кезском районе для каждой ИСПДн.

13. Механизм реализации Концепции


Реализация Концепции должна осуществляться на основе перспективных программ и планов Отдела, которые составляются на основании:
федеральных законов в области обеспечения информационной безопасности и защиты информации;
постановлений Правительства Российской Федерации;
нормативных и руководящих документов Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
нормативных и руководящих документов Федеральной службы по техническому и экспертному контролю Российской Федерации;
потребностей ИСПДн в средствах обеспечения безопасности информации.

14. Ожидаемый эффект от реализации Концепции

Реализация Концепции безопасности ПДн в ИСПДн Отдела позволит:
оценить состояние безопасности информации ИСПДн Отдела, выявить источники внутренних и внешних угроз информационной безопасности, определить приоритетные направления предотвращения, отражения и нейтрализации этих угроз;
разработать организационно-распорядительные документы применительно к ИСПДн Отдела;
провести классификацию и сертификацию ИСПДн Отдела;
провести организационно-режимные и технические мероприятия по обеспечению безопасности ПДн в ИСПДн Отдела;
обеспечить необходимый уровень безопасности объектов защиты.
Осуществление этих мероприятий обеспечит создание единой и целостной системы информационной безопасности ИСПДн и создаст условия для ее дальнейшего совершенствования.


15. Список использованных источников

1. Конвенция Совета Европы о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки персональных данных личного характера от 28 января 1981 г. EST №108 (с изменениями от 15 июня 1999 года);
2. Директива 95/46/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 24 октября 1995г. “О защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных”;
3. Директива 97/66/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 15 декабря 1997г. по обработке персональных данных и защите конфиденциальности в телекоммуникационном секторе;
4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.);
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от13 июня 1996г. № 63-ФЗ;
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ;
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ;
8. Федеральный закон от 10 января 2002г. № 1-ФЗ “Об электронной цифровой подписи”;
9. Федеральный закон от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”;
10. Федеральный Закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
11. Указ Президента Российской Федерации от 06 марта 1997г. № 188 “Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера”;
12. Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2008г. № 351 “О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена”;
13. Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утверждено постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2007 г. № 781.
14. Порядок проведения классификации информационных систем персональных данных, утвержденный Приказом ФСТЭК России № 55, ФСБ России № 86 и Мининформсвязи РФ № 20 от 13.02.2008 г.
15. Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утверждено остановлением Правительства РФ от 15.09.2008 г. № 687.
16. Положение о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утверждено приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 09 февраля 2005г. №66;
16. Требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.07.2008 г. № 512.
17. Методические рекомендации для организации защиты информации при обработке персональных данных в учреждениях здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости, утверждены директором Департамента информатизации Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 23 декабря 2009г.;
18. Методические рекомендации по составлению Частной модели угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных учреждений здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости, утверждены директором Департамента информатизации Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 23 декабря 2009г.;
19. Методические рекомендации по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации, утверждены руководством 8 Центра ФСБ РФ 21 февраля 2008г. № 149/54-144;
20. Типовые требования по организации и обеспечению функционирования шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, в случае их использования для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утверждены руководством 8 Центра ФСБ РФ 21 февраля 2008г. № 149/6/6-622;
21. Основы организации защиты информации в Приволжском федеральном округе, одобрены Решением Координационного Совета по защите информации при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе от 12 ноября 2009г.;
22. Положение и методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных , утверждено приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 05 февраля 2010 года №58;
23. Основные мероприятия по организации и техническому обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных, утв. Зам. директора ФСТЭК России 15.02.08 г. (ДСП)
24. Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утверждена заместителем директор ФСТЭК России 15.02.08 г. (ДСП);
25. Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утв. Зам. директора ФСТЭК России 15.02.08 г. (ДСП);
26. Требования о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования, утверждены приказом ФСБ РФ, ФСТЭК РФ от 31 августа 2010г. № 416/489;
27. Указ Президента Удмуртской Республики от 20 января 2011 года №6 “О мерах по защите информации ограниченного доступа в Удмуртской Республике”.

8. Сферы ответственности за безопасность ПДн

Ответственным за разработку мер и контроль над обеспечением безопасности персональных данных является руководитель Отдела. Руководитель может делегировать часть полномочий по обеспечению безопасности персональных данных.
Сфера ответственности руководителя включает следующие направления обеспечения безопасности ПДн:
-Планирование и реализация мер по обеспечению безопасности ПДн;
-Анализ угроз безопасности ПДн;
-Разработку, внедрение, контроль исполнения и поддержание в актуальном состоянии политик, руководств, концепций, процедур, регламентов, инструкций и других организационных документов по обеспечению безопасности;
-Контроль защищенности ИТ инфраструктуры Компании от угроз ИБ путем;
-Обучение и информирование пользователей ИСПДн, о порядке работы с ПДн и средствами защиты;
-Предотвращение, выявление, реагирование и расследование нарушений безопасности ПДн.

При взаимодействии со сторонними организациями в случаях, когда сотрудникам этих организаций предоставляется доступ к объектам защиты (раздел 3), с этими организациями должно быть заключено «Соглашение о конфиденциальности», либо «Соглашение о соблюдении режима безопасности ПДн при выполнении работ в ИСПДн». Подготовка типовых вариантов этих соглашений осуществляется совместно с Юридическим отделом Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики.
9. Модель нарушителя безопасности

Под нарушителем в Отделе понимается лицо, которое в результате умышленных или неумышленных действий может нанести ущерб объектам защиты (раздел 3).
Нарушители подразделяются по признаку принадлежности к ИСПДн. Все нарушители делятся на две группы:
•внешние нарушители – физические лица, не имеющие права пребывания на территории контролируемой зоны, в пределах которой размещается оборудование ИСПДн;
•внутренние нарушители – физические лица, имеющие право пребывания на территории контролируемой зоны, в пределах которой размещается оборудование ИСПДн.
Классификация нарушителей представлена в Модели угроз безопасности персональных данных каждой ИСПДн.

10. Модель угроз безопасности

Для ИСПДн Отдела выделяются следующие основные категории угроз безопасности персональных данных:
1)Угрозы от утечки по техническим каналам.
2)Угрозы несанкционированного доступа к информации:
Угрозы уничтожения, хищения аппаратных средств ИСПДн носителей информации путем физического доступа к элементам ИСПДн.
Угрозы хищения, несанкционированной модификации или блокирования информации за счет несанкционированного доступа (НСД) с применением программно-аппаратных и программных средств (в том числе программно-математических воздействий).
Угрозы не преднамеренных действий пользователей и нарушений безопасности функционирования ИСПДн и СЗПДн в ее составе из-за сбоев в программном обеспечении, а также от угроз неантропогенного (сбоев аппаратуры из-за ненадежности элементов, сбоев электропитания) и стихийного (ударов молний, пожаров, наводнений и т.п.) характера.
Угрозы преднамеренных действий внутренних нарушителей.
Угрозы несанкционированного доступа по каналам связи.

Описание угроз, вероятность их реализации, опасность и актуальность представлены в Модели угроз безопасности персональных данных каждой ИСПДн.

6. Меры, методы и средства обеспечения требуемого уровня защищенности

Обеспечение требуемого уровня защищенности должности достигаться с использованием мер, методов и средств безопасности. Все меры обеспечения безопасности ИСПДн подразделяются на:
-законодательные (правовые);
-морально-этические;
-организационные (административные);
-физические;
-технические (аппаратные и программные).
Перечень выбранных мер обеспечения безопасности отражается в Плане мероприятий по обеспечению защиты персональных данных.


____________